Давайте вспомним, как поступали наши мамы и бабушки еще совсем недавно. Нас пеленали, т.е. для защиты одежды и белья от выделений использовали пеленки. Правда, скорее всего, не просто меняли грязные пеленки раз в 3 часа, как сейчас рекомендуется менять одноразовые подгузники, а пеленали и высаживали. Ведь пеленки стирали зачастую руками, да еще, по тогдашней методе, кипятили и проглаживали с 2-х сторон. Мамы были вынуждены держать детишек над тазиком, чтобы сдерживать рост горы грязных пеленок. И почти любая сегодняшняя бабушка скажет про сегодняшнюю маму: «А ты-то у меня в полгода уже просилась!»

Много ли Вы знаете сегодняшних детей, которые бы в 2 года уверенно пользовались горшком? Неужели выделительная система человека так мутировала за последние пару десятков лет, что сейчас памперсы для детей весом 12-14 кг находят покупателей в любом супермаркете?

Мы видим, что все дети, рождаясь, готовы к высаживанию, ожидают его, так же, как ожидают ношения на руках и кормления грудью. Поэтому, исключая высаживание, мы нарушаем нормальную систему ухода за ребенком. И следствием этого станет не просто более позднее приучение к горшку. Ребенок, чьи ожидания не оправдываются, сначала очень нервничает, много плачет, пытаясь сообщить о своих потребностях. Затем, сталкиваясь с глухим непониманием, перестает требовать, принимает те правила, которые ему предлагают; при этом он убеждается, что самый надежный человек в мире, мама, его не понимает! Скорее всего, малыш получает при таком несоответствии ожиданий и реальности большую травму.

Бездумное использование подгузников, игнорирование призывов ребенка не может не иметь последствий. К сожалению, нам мало пока довелось услышать об исследованиях в этом направлении. Зато о том, что «прогресс не остановить» слышно на каждом шагу, любая статья на тему подгузников восхваляет преимущества одноразовых. Но ни один источник пока не анализировал проблему возникновения колик в связи с использованием одноразовых подгузников. Нам представляется, что связь легко проследить. Одноразовый подгузник рекомендуется менять раз в 3 часа. Но дети писают чаще. Так как новорожденные ожидают высаживания и, пока их не приучат, неохотно ходят в подгузник, то они сдерживаются, писая и какая по чуть-чуть, постоянно напрягаются, терпят – и в результате мы получаем колики: малыша, безутешно кричащего от боли и страха.

Никто пока не исследовал влияние постоянного ношения подгузников на развитие мозга. Но работа сфинктеров управляется соответствующими отделами мозга. Например, давно известна связь между развитием отделов, отвечающих за формирование речи и за работу сфинктеров. Как идет развитие мозга при «отучении» сфинктеров и последующем «приучении», (после 1,5-2 лет, как это обычно бывает у нас и еще позже, как это принято в европейских странах), не известно.

 

Когда и с чего начинать высаживание? Практически с первых дней, как только мама почувствует, что у нее для этого появились силы. В первые недели после рождения дети какают во время или сразу после почти каждого кормления. И малышу будет легче, если его взять под коленки, прижать спинкой к своему животу, создать небольшое давление на животик и подержать. Если в это время Вы будете говорить малышу «а-а», то уже в первые дни после родов привьете малышу твердый условный рефлекс. Такая простая и естественная процедура высаживания является лучшим средством профилактики колик новорожденных.

Для писанья тоже существует определенный «график»: почти всегда дети писают, проснувшись (и не писают во сне). Значит, малыша можно класть спать без подгузника и подержать его над тазиком или над раковиной после того, как малыш откроет глазки. Затем – покормить и опять подержать, уже для «больших дел».

Частота этих «больших дел» постепенно снижается, и малыши переходят на какание один раз в сутки, обычно утром, после ночного сна. Если ребенок «пропустил» целый день, можно помочь ему опорожнить кишечник: держа, как обычно, под коленками, немного нажать пальцем на анус и помассировать. Кроме того, такой массаж очень помогает малышам, когда они страдают от излишних газов в кишечнике. Если Ваш ребенок по чуть-чуть пачкает подгузники (при этом зачастую можно услышать бурчание в животе или почувствовать при нажатии), то как раз несколько таких массажных движений в сочетании с физиологичной позой при высаживании, когда на кишечник создается давление и при этом он расслаблен, помогут ему как следует сходить «по-большому».

Иногда маме трудно понять, надо ли держать малыша дольше или уже все? Есть такой признак: если малыш после «большого дела» пописал, то все дела сделаны.

Конечно, дети писают не только после сна, а значительно чаще. На частоту писаний влияет еще один очень важный фактор: дети, которые привыкли, что их высаживают, ходят в подгузники, сдерживаясь, по чуть-чуть. Поэтому, если мама не может малыша подержать, то он скорее всего сделает сначала маленькую «дульку» и будет довольно настойчиво сигналить об этом. Теперь можно, поменяв подгузник, некоторое время проследить за сигналами малыша. Как только Вы заметите, что малыш готов «дописать» - несем его к раковине. Таким образом получается, что малыш сходил дважды; но если Вам удалось вовремя высадить малыша, скорее всего, он пописает больше и перерыв до следующего раза будет дольше.

Некоторые мамы очень переживают из-за того, что им непонятны сигналы ребенка. Спокойствие, только спокойствие! Не надо расстраиваться! В любом деле, касающемся детей, очень важен спокойный настрой, неторопливость, терпение. Минимум эмоций! Как только ребенок почувствует, что мама проявляет чересчур большой интерес к его «внутренним делам», он примет меры – и Вы не заметите ни одного сигнала! Зато заметите кучу мокрых подгузников, при том, что Вы высаживаете малыша каждые 15 минут, и каждый раз он четко сообщает Вам, что писать не хочет. А малыш будет следить за Вашей реакцией: уж не показалось ли мне, что мама любит меня меньше, если я сделаю так? Поэтому выбросите из головы тщеславные планы похвастаться перед подругами своими «туалетными» достижениями. Радуйтесь возможности общения со своим малышом всегда, даже когда просто меняете ему подгузник.

Как же поступить, если маме сложно отслеживать сигналы ребенка? У нас трое детей, они живут постоянно с нами, не ходят в сад, и у нас нет помощников по хозяйству. Дети, в возрасте от полугода до 5 лет, требуют много внимания. У нас нет возможности откликаться на каждый сигнал младшего, иногда мама просто не успевает к нему подбежать. Кроме того, мы часто уходим надолго гулять, много ездим на машине, ходим в гости. Поэтому для нас оптимальным является высаживание в режиме не «от малыша», а «от мамы». То есть, малыш знает, что через определенные промежутки времени его обязательно подержат, примерно раз в полчаса. Кроме того, его обязательно подержат после сна, перед едой, после еды, перед одеванием, после гуляния. Постепенно малыш привыкает ждать следующего высаживания, «попадает в ритм». Таким образом мы «отлавливаем» больше половины писаний в день, а как только начинаем ходить, привыкаем делать дела не в раковину, а на горшок.

А ночью? Ночью все еще проще. Ночью дети писают реже, в глубоком сне не писают вовсе. Если малыш хочет пописать, это его обязательно разбудит. Поэтому можно смело класть малыша спать без подгузника, пока Вы сами не спите. Обычно малышам не нравится, что их вытаскивают из постели, тащат в ванную… Лучше поставить тазик или постелить пеленку на клеенку рядом с кроватью. Когда малыш заворочается, можно дать ему грудь, при этом подержать его. Если Вы тяжело просыпаетесь и не уверены, что услышите сигналы малыша и сможете вовремя высадить его, то, ложась спать, оденьте малышу подгузник, чтобы не намочить кровать.

Как быть с прогулками? Лучше начинать одеваться после того, как малыш в очередной раз пописал, чтобы перерыв был подольше. Если малыш засыпает на улице, то Вы можете быть уверены, что подгузник его сухой, так как во сне дети не писают. Если малыш на улице проснулся, и у Вас нет возможности его подержать, то, скорее всего, малыш сходит в подгузник и будет даже готов некоторое время потерпеть, пока мама доберется с ним до дома и переодет его. Но чаще получается так, что малыш на улице крепко засыпает и просыпается уже дома, где мама снимает с него сухой подгузник и – несет его в ванную, как обычно после сна.

Итак, получается, что подгузники нужны нам:

 Для поездок в машине, когда у мамы нет возможности подержать проснувшегося малыша,

 Для длительных гуляний в одежде, в холодную погоду,

 Для дома и для улицы, если у мамы нет возможности настроиться на одного малыша,

 Для ночного сна, когда мама может проспать сигналы ребенка,

 Для заболевшего ребенка,

 Для визитов и походов в гости.

Запись на консультацию